Для начала надо иметь рецепт и все компоненты.

Готовим 200 грамм микрокристаллической глазури по рецепту Полины Потаповой.

Для взвешивания десятков и сотен грамм понадобятся весы типа 3 или 5 килограммовых от компании «Масса-К», или аналогичные.

Нам нужно всего 200 грамм, поэтому взвешивать можно прямо в банке. Сначала надо сбросить тару!

 

Если компоненты пылят, а так бывает при низкой влажности в помещении, или если взвешивать надо много, или если мы занимаемся этим изо дня в день, нужно, конечно, всё делать только под вентиляцией.

Самое простое решение – проходной осевой вентилятор и алюминиевые гофрированные трубы. И то и другое продается в любых строительных магазинах.
Еще удобно подвесить гофру на потолке, тогда ее легко направить туда, куда нужно.
Еще удобно включать вентилятор через простенький диммер – не всегда нужна высокая производительность и шум, пусть и в 40 дБ.
Еще рекомендуется обернуть выпускную часть гофры тканью. Потому что зимой эта часть будет холодной, и из теплого воздуха помещения на ней будет конденсироваться вода. С тканью – теплее и не капает.

 

Не забываем обнулять весы и сбрасывать тару перед каждым компонентом. Тогда каждый новый компонент начинается с нуля и заканчивается весом по рецепту.

Сколько в рецепте – столько и на весах. Я иногда пытаюсь производить вычисления в уме, например, нужно приготовить полрецепта или в три раза больше. Вероятность ошибок сразу растёт. Поэтому лучше сначала посчитать на бумажке.

 

Когда добавлен последний компонент, проверим еще раз вес нетто. Это те самые 200 грамм + 4 грамма бентонита, который в рецепте указан как 2% сверх 100%.

Вот здесь хорошо видно, почему лучше всё-таки взвешивать компоненты по отдельности: маленькие навески трудно скорректировать в сторону уменьшения, не захватив попутно предыдущий компонент.

 

Бентонит, как известно, требует особенного отношения при введении. Если его не перемешать по-сухому, он образует комочки при смешении с водой. В случае завеса нескольких килограммов смеси это очень критично.

Мешаем ложкой. Можно просто закрыть крышку и потрясти. У нас же всего 200 грамм.

 

Перемешивание по-сухому больших количеств делают в «пьяных бочках» и прочих миксерах в присутствии размольно-перемешивающих тел. 200 грамм, и даже 1 кг смеси, предназначенные для немедленного смешения с водой, можно просто потрясти.

Кстати, о воде. Качество воды сильно влияет на тиксотропию. Если у вас так, пользуйтесь дистиллированной водой. Или обессоленным конденсатом, что для нашего случае – то же самое.

Где взять конденсат? Из модного ныне осушителя воздуха! Он работает, в отличие от кондиционеров, при любой температуре, непрерывно и попутно фильтрует и ионизирует воздух. При влажности в помещении 50-70% выдает 10-15 литров воды в сутки. Помещение не охлаждает (.

 

Возможно, вы уже знаете по опыту, сколько чего надо добавить к порошку глазури. Я знал, поэтому налил 130 мл воды и 0,258 грамма разжижителя KV. Точность разжижителя важна!

Флакон для соевого соуса признан лучшим дизайнерским решением за весь 20 век во всех областях дизайна!
И это правда: выливается строго то количество капель, которое нужно, ничего не проливается на борт, носик всегда открыт и никогда не забивается….

А вес одной капли предварительно определён накапыванием 50 капель и их взвешиванием.

 

Наконец мы добрались до смешения в воде!

Традиционно пользуются кухонным миксером или блендером. Я считаю, что это утомительно для больших количеств и неприменимо для маленьких из-за обилия пены. Поэтому для 1 кг я приспособил вот такую самую бюджетную модель миксера.

Здесь движется сам миксер, вертится чашка, есть автоматическое соскребание со стенок.
Чтобы венчики не разбрызгивали глазурь во все стороны, их надо безжалостно подрезать, оставив по 4 маленькие лопасти на концах.

 

Вот видео, как это работает:

 

А для маленьких количеств, как в нашем случае, идеально подходит другое, очень полезное в хозяйстве в мастерской само по себе, устройство:

В качестве мешалки использован шестигранный ключ, короткая часть которого укорочена еще больше и слегка подпилена под углом.
Можно воткнуть и другие "мешалки". Например, хорошо подходит толстая алюминиевая проволока.
Всё вместе стоит примерно 3,5-4 тысячи. Профессиональная лабораторная мешалка стоит $800 – $2000!
Гибкий привод можно, кроме того, использовать для заточки петель и снятия всяких неприятностей после обжига.

Вот видео, как это работает:

 

Нам не обязательно перемешивать всё очень тщательно, потому что следующий этап приготовления – процеживание. Нам понадобится глазурное сито с сеткой 0,14 мм, собачья миска на 2 литра и малярная кисть-флейц щетина номер 40.

 

Этого достаточно, чтобы процедить глазурь быстро, даже литр. При условии, что она уже разжижена так, как надо.

Кстати, сито имеет прекрасный резиновый обод, который не даёт ему елозить внутри ёмкости и исключает случайное опрокидывание при сильном движении кистью.

  

Кроме собачьих кормушек, к ситу можно приспособить и другие емкости, например, стандартное белое 5-литровое ведро. Убедитесь, что сито «хорошо сидит» в ёмкости, чтобы не залить случайно глазурью весь пол в мастерской!

Процеживание занимает минуту! Если глазурь проходит трудно, значит в составе есть слипающиеся компоненты, или компоненты грубые, или глазурь слишком вязкая и ее надо скорректировать по влажности и вязкости.

 

Всё сразу моем. Ну или кладём в мойку. Так как мыть в мастерской приходится много всего, мойке нужно уделить достаточное внимание.

Это мойка из серии «для ресторанов». Их обычно изготавливают на заказ в любом крупном городе.
Смеситель – с гибкой трубой, что удобно, если надо налить ведро воды или лить в другую сторону.

Под мойкой – отстойник. Заказывайте мойку с учётом размеров отстойника и возможности выкатить его для чистки, если вы собираетесь этот отстойник устанавливать.
Об отстойниках можно сделать отдельный репортаж, они работают далеко не так , как вам может показаться.

 

Всегда интересно посмотреть, что осталось на сите. И сказать: вот классно, что процедил! Потому что иначе этот остаток организовал бы массу дефектов на поверхности глазури. Не забывайте процеживать глазурь перед ответственной работой, если она долго стояла, или стояла открытой.

Никогда не понятно, откуда это всё взялось.

 

Делаем пробник на плоской плитке. После чего выясняется, что глазури осталось только 84% от исходного количества!

 

Для пробников многие делают угловые самостоящие элементы.
Мне больше нравятся плоские: у них известна площадь, что позволяет оценить расход глазури и ее нужную толщину.
Они не занимают места на полках. И, если пользоваться фирменными ЛК-держателями, они не занимают места в печи!

 

Это 204 грамма сухого веса?
Нет, меньше. Мокрый вес составил только 279 грамм вместо 204 + 130 = 334 грамм.
Поэтому для введения 0,5% красителя мы возьмём не 1 грамм, а 1 * 279/334 = 0,84 грамма.

 

Количества порядка 1 грамма мы уже не сможем взвесить на больших весах. Понадобятся карманные лабораторные весы, ювелирные весы и прочие более точные устройства.

Любые весы плохо работают на границах интервала взвешивания, поэтому в качестве тары при взвешивании 0,84 грамм используем что-нибудь увесистое.
Например, гирю 50 грамм. Калиброванная гиря будет полезна и в том случае, если мы вдруг потеряем доверие к показаниям весов.

 

Осталось еще раз воспользоваться наждаком-миксером, и глазурь готова. Рассказать о результатах обжига?

(На фото в уголок попала мини-печка. Стоит куда дешевле сушильных шкафов и отлично подходит, если надо быстренько высушить что-нибудь! Я сушу в ней при 150 градусах пробы на влажность, а также нагреваю образцы для испытаний на термостойкость. Да здравствует ширпотреб с его миллионными тиражами!)

Компонент комментариев CComment